Главная - Блог - ИНТЕРВЬЮ. Между Землёй и Небом.

ИНТЕРВЬЮ. Между Землёй и Небом.

Не так уж много времени прошло с нашей прошлой встречи, но мы решили не откладывать обсуждение столь насущных вопросов в долгий ящик. На сей раз получилась скорее полноценная беседа двух увлеченных практиков, чем собственно интервью, но тем интереснее…

16.01.2020 | просмотров: 8.3 k

Действующие лица:

Те же и опыт предыдущей беседы.

Место действия:

Планета Земля и её окрестности.

- В околойогическом дискурсе набирает обороты тренд "амор фати". Раньше все млели и балдели, теперь показатель прогресса в практике сменился на "борьбу с внутренними демонами", "всплывающее говно", депрессии и прочие спецэффекты. Те же аффекты, только со знаком минус. При этом радует, что йога перестала быть пунктиком в пакете интересов вместе с травяным чаем, веганской кухней, блаженной медитацией и прочими аспектами культуры открытия сердца, активации чакр и пустого ума. Но с головой люди как не хотели дружить, так и не собираются. Профанация и даже демонизация ума в образе "бешеной обезьяны", которую нужно убить вместе с эго, проявляется всё ярче. В этом контексте вспоминаются слова Гурджиева: «Ничто так человек не любит и ни с чем так тяжело не расстаётся, как со своими страданиями!» Что скажешь?

- Слава Шиве, мне сия концепция не импонирует. Что значит убить ум или эго? Кто, если не эго-ум создаёт в самом себе все эти изощренности? Я вижу так: пока мы живы, то есть пока мы в теле и способны осознавать, мы всё равно так или иначе остаёмся в рамках ума. Когда начинаешь осознавать всю эту, прости господи, мастурбацию, становится и смешно, и не по себе. Хотя я очень понимаю людей, которые наделяют свой ум качествами врага - блин, ты ощущаешь, насколько это бредово?! - и затем всеми возможными средствами убегают от его тлетворного влияния.

- Такая себе белка в колесе, которая стимулирует своё движение и наделяет смыслом свой бег на холостых оборотах образом бессмысленности своей жизни…

- Шизофрения же. Нет бы признать, что мы все ограничены, но за этими ограничениями кроется неизмеримых масштабов свобода. А?

- А вот это интересная мысль. Признать свою ограниченность, как шаг… Как неизбежный шаг к чему-то большему. Я бы свободу оставил пока за рамками, пусть будет взрослость. Бегство от самого себя, неприятие своих ограничений, как следствие неприятия себя во всей полноте проявленности - это же характеристика невзрослого взрослого. Да вообще детское поведение: “А кто это сделал? А это не я! Это мои тараканы… Да, это нормально, мы йогой занимаемся, у нас у всех тараканы…”

- Ага, такой финт: не признавать свои ограничения, но оправдывать их и отстаивать…

- …Отстаивать и превозносить. И можно смело опровергать мнение о том, что йога - это не соревновательный вид спорта, потому что практикующие соревнуются, меряются, у кого тараканы круче. Кому башню сильнее сорвало. Хотя, надо признать, что крышу-то срывает и тараканы лезут. И если не упиваться этим процессом как самодостаточным, то на что человеку ориентироваться? Какие критерии практики с полезным кпд ты бы выделила?

- Я бы порекомендовала отслеживать прогрессию процесса. Если её нет - что-то пошло не так. Поясню: практик, вспоминая себя в начале пути, должен понимать, что он изменился к данному моменту, что избавился от каких-то заблуждений, да даже тех же шаблонов относительно йоги… и, второй немаловажный момент, он должен быть готов меняться дальше, быть открытым к изменениям. Если практика работает как консервант, мумифицирующий раствор - это такая себе практика. Я знаю, ты топишь за развитие как таковое. Хочется думать, что ты немножко со мной солидарен в такой позиции. Или нет?

- "Развитие как таковое" это что за зверь? Развитие болезни, развитие социальной деградации? Нет, это не про меня. Как и развитие а-ля бодхисаттва, которое подразумевает развитие всех и, по возможности, сразу. Это тоже мимо. Как аналогия: знаешь, какое решение в старину принимали моряки, когда заплывали на территории, не обозначенные на картах? Они решали, что "здесь водятся драконы". Вот мне интересны единицы, которые в подобной ситуации приходили к выводу о том, что пора рисовать новые карты. И в этом смысле да, я с тобой солидарен: прогресс - это неминуемое движение в неизвестное и готовность меняться. Понимание, что актуальное ещё вчера перестало таким быть, и для того, чтобы сделать новый шаг, нужно отказаться от себя вчерашнего.

Ну и в тему практиков, которые выбирают "борьбу с внутренними демонами", – это же о том, что проще признать, что "здесь водятся драконы", чем рисовать свою карту. И о том, что преодоление ограничений - это ключ. Вот такая мысль появилась: как думаешь, можно выделить два вектора практики, один как стремление убежать от известного, второй – как стремление к неизвестному?

- Ты такие вопросы задаешь, я сижу и думаю: мне вообще имеет смысл отвечать? (Смеется). То есть бежать от известного и стремление к неизвестному - не одно и то же? По мне так, смысл примерно один, разница только в интерпретациях. А результат от интерпретаций не зависит, он такой, какой есть, и точка.

– Есть разница, да. Пo-моему, есть. Ну, смотри, вот человек – про йогу сейчас говорим – пришёл в практику. И не важно, зачем: хочет он попу подтянутую, спина его беспокоит, или он жаждет вершин реализации, чтобы своим намерением кроить события по своему усмотрению или ещё чего. Он либо ищет готовых и быстрых рецептов, волшебной таблетки, которая за него всё сделает, либо ориентирован на изменения себя посредством некоего метода. В первом случае он бежит от себя, от того, что его не устраивает - попа, здоровье, функционал личности или сама личность, и ищет внешний фактор, который решит его проблемы. Во втором - он искренне хочет разобраться в том, что с ним происходит, готов к эксперименту, готов бросить вызов генетике, диагнозам врачей и тому образу жизни, к которому его призывает окружение, социум, культура. Йога как побег от себя и йога как исследование своих границ, готовность эти границы признавать и преодолевать. Это не совсем вопрос, я предлагаю порассуждать на эту тему. Пришла такая мысль и интересно твоё мнение. Что думаешь по этому поводу?

- Мне очень трудно поставить себя на место человека, который пришёл в йогу ради красивой попы или чтоб спину вылечить. Потому что сама я занялась йогой когда-то исключительно как психоделической техникой, влияющей на сознание и меняющей его. Все остальные бонусы типа красивого тела и здоровья - это только бонусы. Но в последнее время я сделала одно наблюдение как раз в контексте того, о чём ты рассуждаешь. И я бы сместила акцент с того, от чего и куда стремится адепт на то, каким именно образом он воображает и затем осуществляет задуманное.

- Фокус не на том, чего человек хочет, а на том, как он это реализует. Так? Прости, перебил.

- Дело в том, что людям не хватает в большинстве случаев банального терпения и доверия практике. Да и не только практике, чего уж там: любой технике, способствующей изменениям тела и сознания - йога ли, психотерапия ли… и вот такие ленивые торопыги (парадоксальное сочетание, да?) стучат ножками по полу и зло констатируют, что нихрена, дескать, не получается, хочу быстро, а не медленно, хочу сейчас, а не потом! То есть то, что раньше ученик у мастера тридцать лет полы намывал и рис варил, и, собственно, через служение и смирение достигал больше, чем на татами в личном спарринге - мы не помним. Ну и правда, зачем помнить? Мы живем в век скоростей, за доли секунды письмо уходит на другой край света, а тут, оказывается, надо ждать, и иногда несколько лет. Не дней, не недель - лет. Я тебе сейчас встречный вопрос задам, раз мы выходим за рамки интервью: как думаешь, что такому человеку можно посоветовать?

- Ленивому торопыге? Ну давай немного обобщим то, о чём ты говоришь. Современный образ жизни вместе с повышением интенсивности информационных процессов, информационного метаболизма, формирует у представителей этого, вот такого общества, ориентацию на, так скажем, сильные сигналы восприятия.

- Мм, внимание, восприятие… моя тема, замечательно (потирает руки в предвкушении)

- Я о том, что обработка информации происходит в сфере или диапазоне высокого уровня стимуляции восприятия. То есть, для того, чтобы успевать осмыслить... Да что там осмыслить, даже чтобы просто не выпасть из контекстов актуальных трендов, мемов, политических событий и так далее, человеку приходится листать бесконечные ленты соцсетей, сообщений мессенджеров, смотреть паблики, комментарии, ходить по ссылкам... Внимание, чтобы в этом стриме не потеряться, отсеивает лишнюю, низкоинтенсивную информацию. И в итоге средне-нормальное функционирование происходит в режиме повышенного напряжения. Человек начинает с ума сходить, когда оказывается в тишине, без умц-умц-умц по ушам. Он поесть не может без телевизора. Попал в пробку или в очередь и всё, надо срочно соцсети смотреть или загуглить текст про то, как важно быть в моменте... А если его в лес вывезти на неделю, без гаджетов?..

- Или в горы. Парня в горы возьми, рискни. Там поймёшь, кто такой. (смеются)

- Внимание ориентировано на стимулирование высокой интенсивности, другая инфа не проходит. Маркетологи, чтобы зацепить целевую аудиторию, используют кричащие цвета, громкие звуки, ярко выраженный сексуальный контекст, потому что иначе их предложение пройдёт мимо... куда-то в сферу адекватного функционирования. Короче... Человек видит мир в окно стандартного диапазона работы внимания, себя он воспринимает тоже в этом диапазоне, если психика сбрасывает напряжение ниже рабочего диапазона, человек теряет себя, он срочно начинает чего-то хотеть или начинает страдать от того, что он ничего не хочет...

- О да, это беда! Если ничего не хочется, ничего не зудит, то от человека ничего и не остаётся. Правда учёные доказали, что пятнадцать минут в день этого состояния положительно влияют на теломеры…

- Ну да, процесс старения замедляется. Хотя, если верить классикам, радикальное лекарство против морщин другое...

- Между Землёй и Небом…

- Ну такое… Отвлеклись. Возвращаясь к теме, если отвечать на твой вопрос, что бы я посоветовал ленивому торопыге... Да ничего, потому что если он практику использует как побег от сложившегося положения вещей, то любые советы он будет воспринимать как волшебные таблетки, лайф-хаки, как возможность быстрого достижения. Тут только один совет – "беги, Форест, беги!"

- А если он не бежит, а готов исследовать? Смотри-ка, теперь уже я тебя интервьюирую.

- А если он выбирает вектор исследования, если ему интересно разбираться в происходящем с ним, то никакие советы ему не нужны, сам разберётся... Другое дело, что в первой категории есть те, кому может быть интересно исследование, расширение диапазона восприятия, но они об этом не знают, потому что не сталкивались с этим. И для того, чтобы они попали на тренировку по йоге, реклама этой йоги должна соответствовать их актуальным на данный момент запросам. Как относишься к рекламе йоги, цигун, каких-то ещё развивающих практик, в формате "красивая попа за пять занятий", "шпагат без проблем", "покой и безмятежность с пятнадцатой минуты", "позитивные изменения за один сеанс"?

- Ты сейчас воткнул нож в открытую рану (смеётся). Ладно, не буду драматизировать, наступил на больную мозоль. К такого рода заманухам на практики я отношусь резко негативно. Да-да, типа йог - и никакой там благости и всепринятия, тебя не смущает?

- Ты лучше объясни доходчиво, почему негативно относишься.

- Да-да, сейчас. Ты только что развёрнуто описал «модель» обработки сигналов человеком в современной реальности. Очень круто, кстати, спасибо, много думаю об этом. Так вот. Маркетинг, апеллирующий к поверхностным смыслам, где всё очевидно и, прямо скажем, пошло, привлекает на тренинг ту прослойку общества, которой нахрен серьезная работа над собой не сдалась. И я даже не о физическом напряжении - фитнес-залы ломятся от старательных трудяжек на благо красивого тела. Сложная работа - это с психикой, с душой. С вниманием, осознанием. Чтоб не просто ушатать себя на тренировке, но и пронаблюдать процессы, происходящие в уме. И вот, приходит тобою вышеописанный раздёрганный человек, а ему вместо релакса предлагают изнасиловать привычные паттерны поведения. Он в каждой неудобной ситуации привык ленту скроллить, а ты ему гундишь про контроль внимания и еще дышать ритмично заставляешь. Он почувствует себя обманутым.

- Вспоминаю сразу женщин, по которым моментально понятно, что они в первый и в последний раз пришли на тренировку. Они быстро теряют нить происходящего, начиная неприкрыто зевать. И смотреть по сторонам, пытаясь хоть чем-то занять внимание. А мужчины из этой категории переключаются на свою волну, что-то делают, но сильно по-своему, и инструкции инструктора - это вторичная информация… Перебил опять. Прости меня снова.

- Это твой стиль, ничего, я уже привыкла. То есть, к чему я веду: предлагаешь поверхностные смыслы - изволь отрабатывать в том ключе, который навязал потребителю: это честно. Если привлекательна более тонкая, глубокая работа с людьми, будь готов к тому, что придётся обходиться без стандартных продающих схем, и клиентов у тебя будет значительно меньше, чем в обратной ситуации.

- Безапелляционно... Но давай по-другому посмотрим на это. Попробуем. А то, глядя на тебя сейчас, вспоминаю подростковый сленг, когда в ситуации возникшего недопонимания основным аргументом против оппонента является принцип "с ноги в голову раскумарить"...

- Ну вообще мне очень импонирует такой принцип, если что.

- Я учту. Позиция инструктора меня интересует. Ты говоришь, что у него вариант либо попсой заниматься, либо серьёзную практику давать. Типа одни мракобесием занимаются в массах, другие сливки собирают. Ну, грубо говоря. Третьего не дано, остальное интерпретации. Так же? А мне кажется, что есть вариант, когда "собирающий сливки" просто не хочет заморачиваться поиском тех, кому интересно его отношение к практике в среде людей, которые тупо не знают, что йога может быть другой. Это же надо встречаться с определённой категорией граждан на своём или в своём поле... ЧСВ, гордыня, принципы, да просто нежелание в тусовке стрёмно выглядеть. Комментируй, только чур без ног…

- То есть, ты предполагаешь, что мне лень заморачиваться? Или мне сейчас нужно абстрактно предположить?

- Я предполагаю, что тебе по каким-то критериям стрёмно привлекать к сотрудничеству людей незаинтересованных по каким-то причинам в ядрёной йоге. Их сегодняшняя сфера интересов не включает в себя такую йогу. И жду от тебя абстрактных предположений, почему это так… Я исхожу из того, что в числе людей, которые хотят "быстрого шпагата", "цигунского покоя за пять минут", "овладения намерением за три занятия" и "крепкой попы за абонемент" есть те, кому с тобой по пути. А ты этому сопротивляешься. Расскажи почему.

- Да мне не стрёмно, мне утомительно. У меня есть одно скверное свойство, изрядно мешающее нормально жить: я меряю по себе. Изначально мой интерес был именно в ядреной йоге. Хотя, между прочим, я очень заинтересована в красивом теле и прочей требухе - ничто человеческое и тщеславно девическое мне не чуждо. И когда на пути попадаются такие же, как я, психи в кавычках, люди, у которых глаза горят от потенциального волшебства, коленки от ужаса дрожат от потенциального и глобального изменения, которое неизменно грядёт, я понимаю, чувствую: вот это мои ребята, свои. А убеждать скучающих дев или циничных мужей в том, что за пределами их потребностей скрывается огромный и куда более занимательный пласт бытия - не хочу. Имею же я право не хотеть? Мне есть, куда потратить свой ресурс.

- Чёрт! Очень хочется развить тему ресурсов, а точнее их экономии, у меня прям много вопросов по этой теме, но... Но, мы в прошлый раз, по моей вине, затронули и забыли тему "магической линии", которую ты, судя по словам Сида, представляешь в его... ммм, "банде", "школе", не знаю, какое определение подобрать. Расскажи уже мне и потенциальным слушателям, читателям про волшебство йоги. Что за волшебство за тобой стоит, на что стоит ориентироваться людям, которые хотят к этому приобщиться. Вот тем самым, у которых глаза горят от этого чего-то…

- Стоит за мной - громко сказано, однако (иронично). Я сейчас постараюсь ответить как можно короче, хотя это трудно, учитывая сложность вопроса. В общем, смотри: хатха-йога - это ж по факту физкультура. Можно и подходить к ней, как к физкультуре, что многие весьма успешно осуществляют. Дотошно разбирать физиологию, биомеханику, выстраивать от ума программы на разные группы мышц, на силу, на выносливость, на баланс - реально безграничное поле для фантазии. И это будет крутой, высокоэффективный телесный тренинг, круче, чем что бы то ни было другое. И пускай в меня сейчас полетят камни за это утверждение, пока что никаких доказательств обратного не видела.

- От меня камней не будет. Давай только уже к сути.

- Возвращаясь к вопросу волшебства. Можно действовать иначе, становясь ретранслятором некоего могучего потока, формирующего то, что называют «полем». В этой связи можно сохранить продуктивный гимнастический спортивный аспект, но и ввести присутствующих в состояние, существенно отличное от повседневного. Я лично добиваюсь этого посредством непрерывного дыхательно-двигательного рисунка и того, что, наверное, можно назвать безупречностью. Вижу, глаза загорелись, кажется, я, на свою голову, сказанула лишнего (улыбается). Погоди, дай закончить-то. В любом случае, есть вещи, которые трудно вербализировать. Вот простой пример: смотришь на иных очень гибких и красивых людей - и ничего, пустота, выхолощенность. Ничего за этим нет, только внешняя эстетика. А на других взглянешь - и самая простая форма в их исполнении заряжает, передаёт энергетический импульс, нечто невыразимое. Я в своё время начала тренироваться, вдохновившись старыми черно-белыми фото Сида, распечатанными из интернета. Вот представь себе их качество. И качество ТОГО, что через них сквозило. Магия? Магия. Объяснить можно словами? Можно, но будет убого и неполноценно, я уверена.

- Ты точно мысли не читаешь мои? Глаза загорелись у меня, ага. Завуалировала под язык жестов а-ля Алан Карр... Ой, это из другой пьесы! Алана Пиза имел в виду. Типа, ваша невербалика ясно даёт понять, что вы хотите обсудить безупречность…

- Читаю, мы ж про волшебство тут разглагольствуем. (улыбается)

- Ну, в общем да, хочу обсудить это явление. Вот оно про что, по-твоему? Отсутствие упрёка какое подразумевается? Внутреннее отсутствие упрёка к себе, как уверенность в правильности своих действий или выверенность действий в отношении возможных упрёков со стороны окружающих? Понимаешь, о чём я? Типа, я безупречен, когда... Не, не так. Безупречность это не про я, а про действия. Мои действия безупречны, когда соответствуют моим внутренним ориентирам или когда они считаются безупречными со стороны моего окружения, нравов и всего такого?

- На мой взгляд, безупречность - это действие без личной корысти. Чистое действие, не окрашенное какими-то эмоциональными мотивами, что ли… отсоединение личного, личных проблем, боли, ожиданий, стремлений, сомнений и сдача на милость Силы, так сказать. В этот момент ты становишься магическим безупречным существом и исполняешь свою дхарму. Вспомнился эпизод из Бхагавад-Гиты, когда Арджуна должен был стрелять в своих родственников. Он начал страдать, а ему: стреляй, Арджуна! Ты - просто проводник Духа, более ничего. Это моя вольная интерпретация, но смысл примерно такой. Выполняешь свой дхармический «долг», без всяких там соплей и сантиментов. Это трудно. Но в контексте тренировки по йоге - очень даже возможно (таинственно).

– Про Арджуну это сейчас неожиданно было. Как-то с кастанедовских тем на просветление свернули.

- Начали за здравие…

- А получилось как всегда. Ну и ладно. Я считаю, что Арджуну жёстко поставили в ситуацию, когда он вынужден был понять, что поле битвы находится в нём самом... Если честному искателю приходится продираться через такие тернии, что не позавидуешь и про которые в книжках по нью-эйдж даже не заикаются, и жить этим годами, то тут довольно лайтовый вариант, по-моему, случился…

– У кого лайтовый вариант, у Арджуны?

– Ну конечно. Пришёл бог и где нытьём, где катаньем довёл товарища до кондиции. К тому же Будде боги если и приходили, то только с целью напакостить, а так он сам – годами поисков, лишений и трудовыми мозолями...

– Дерзко ты свои мысли излагаешь…хотя если мысли дерзкие, то как их иначе выразить? Разве что промолчать тактично. Но это не про нас с тобой.

– А, и ещё интересно, почему люди считают, что просветлённый разбирается в житейских вопросах, это вот мне непонятно.

– Я лично не считаю, что просветлённые шарят в житейских вопросах. Иногда даже совсем наоборот. Вопреки расхожему мнению, наделяющему их статусом социально реализованных членов общества, чуть ли не вершины пирамиды Маслоу.

– Как бы то ни было, опять вернулись к "амор фати" и тяжёлым испытаниям, выпадающим на долю махровых практиков. Ладно, вот есть люди, которые в йогу идут не за пошлыми трендами, а за духовностью. Я для себя такие два направления за их устремлениями усматриваю – это желание ответить на вопрос "кто я?" и на вопрос "что делать?". Первые грешат синдромом отложенной жизни, мол, сейчас я это не я, ненастоящий я, и поэтому жизнь моя ненастоящая, а вот придёт самадхи (ну или Кришна, как в истории с Арджуной) и тогда всё встанет на свои места. А сейчас это так, репетиция. Вторые часто грешат достигаторством, считают, что ждать больше нечего и времени нет, "дом в огне" и "никаких гвоздей", надо как-то разгребать то, что есть. Что скажешь в таком ракурсе, кто для тебя в приоритете и почему?

– Есть еще вопрос один занятный «кто виноват?», лол. Я больше склоняюсь ко второму варианту: работаем с тем, что есть. А курить гашиш на берегу Ганги или, там, в Гоа на пляже и рассуждать о настоящем себе - именно так зачастую и происходит, насколько я наблюдаю - так себе вариант. Лицемерие и бегство от тех вопросов, которые по-любому придётся в этой жизни решать. У меня вообще сильные подозрения возникают, когда начинается демагогия вокруг да около абстракций, которые очень трудно человеческим языком описать.

– "Кто виноват?", "что делать?" и "кто я?" – вот это риторика у нас. От таких вопросов если на Гоа и не захочется, так в бутылку полезть - точно. Если безупречность не претит, опять же… Давай подытожим. Честный подход к практике, какой он? Только без суждений типа "каждому своё", "есть только интерпретации" и тому подобного. Твоё видение.

- Честный подход к практике - это, прежде всего, честный подход к себе. Если его нет, то никакая практика тебе не поможет, всё равно в итоге окажешься у разбитого корыта. Если ты понимаешь, что ты человек, и что тебе свойственно косячить, ты, соответственно, понимаешь, что придётся тебе ой как нелегко на каком-то этапе. Ты не строишь иллюзий и не воображаешь себя богом. Ты убиваешь свою лень. Ты учишьcя терпению. Ну и так далее и тому подобное. Тело и сознание - это замкнутая друг на друге экосистема. Барахлит одно - неизбежно будет барахлить второе. Просто на примере асан, физических техник, наиболее грубо и очевидно можно продемонстрировать те вещи, которые сидя на стуле осознать будет немножко сложнее. Кое-кому я бы вообще рекомендовала не заниматься йогой, а печь пироги и не морочить людям голову. Как-то я сейчас сексистски высказалась, но уповаю на то, что посыл понятен: он не про девочек и мальчиков с их ролями и талантами, а про то, что двойные стандарты в этой теме - очень скользкая дорожка. Короче, я за работу над собой и чистоту помыслов. Такой вот он в моём представлении - честный подход к практике.

- Истинное достижение – это освободиться от того, что обычно свойственно человеку. Именно таков Путь Неба.

ЗАНАВЕС.


Оставляйте ваши комментарии: