Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи, самьяма
Представляю вашему вниманию запись лаконичной, но весьма содержательной беседы с Андреем Сидерским, где в емкой форме даны определения основных «мистических» понятий в практике йоги, до которых, как показывает опыт, мало кто вообще способен добраться. Также здесь вскользь затронуты глобальные темы, которые в данном контексте – повод призадуматься, а в дальнейшей перспективе – причина для написания какой-нибудь глубокомысленной статьи.
В результате совмещения асаны и пранаямы внимание сворачивается внутрь – адепт начинает как бы «закукливать» его в самое себя. В результате в системе накапливается психическая энергия. И в какой-то момент внимание превращается в плотный мощный объем, который можно трансформировать в луч – и тогда становится доступной дхарана – сосредоточение, или концентрация. А когда концентрация делается устойчивой, возникает дхьяна – созерцание (то, что еще именуют медитацией), когда объект или объем пространства, содержащий в себе объекты, может быть заполнен вниманием надолго. Тогда возникает распределенное внимание, которое заполняет весь объем поля наблюдения. Внутренний и внешний – насколько хватит энергии. И, когда дхьяна устойчива, и энергии много, происходит «взрыв» и мощный импульс внимания – практически «физически плотный» – заливает весь мир, делая его «объективно очевидным» со всеми его фундаментальными взаимосвязями... Это самадхи. И уже в состоянии такого плотного «материального» восприятия и осознания внимание может перенаправляться волей как угодно и «сгущаться» в любых объектах в поле наблюдения. И воля становится управляющей силой, так как может трансформировать внутреннюю суть объектов. Отрешенность - это то, без чего пратьяхара не случается. Базовое состояние системы - вайрагья, или вайрагьям. Отрешенность, тишина, остановка внутреннего диалога (с) А. В. Сидерский. Вопрос: Андрей Владимирович, а какие практики можно считать пратьяхарой? (пратьяхара традиционно трактуется как отвлечение чувств от внешних объектов – прим.ред) Ответ: Пратьяхарой можно считать любые практики, в которых внимание сворачивается внутрь, но при этом не концентрируется ни на каких внутренних объектах. То есть, пратьяхара – это не практика, а удержание определенного состояния внимания. Так же, как дхарана и дхьяна. А самадхи – это результирующий всплеск распределенного внимания, подкрепленный «энергетическим всплеском». Самьяма – это одновременное присутствие дхараны, дхъяны и самадхи. То есть концентрация внимания на объекте наблюдения, устойчиво зафиксированная во времени и наполненная энергией, позволяющей снять с процесса созерцания любые ограничения по плотности внимания, продолжительности фиксации и наполненности волевым компонентом. То есть это проникновение внимания в «энергоинформационную копию» объекта, и, как следствие, в его «концептуальную сущность». Как результат – отождествление с объектом в осознании и постижение его свойств и качеств вплоть до переноса на собственную энергоинформационную структуру. Догадка (вместо вопроса): Так можно пару раз съездить к стоящим учителям, и все получится. Правда, нужно уже быть на таком уровне.. Комментарий (вместо ответа): Получится и если не быть на уровне. Один раз - вероятнее всего, получится. Но это будет «достижение» учителя. А дальше? Вопрос: Поэтому обладатели самьямы «видят людей насквозь»? Ответ: Типа да. И не только людей... Самьямой только вот невозможно обладать. Это функциональное состояние, в котором можно пребывать. Не вещь и не конкретная настройка. Вопрос (и соображения): А дальше, мне кажется, все индивидуально. Я все время недоумевала, почему люди занимаются различными техниками самосовершенствования, а лучше не становятся? Потом стало ясно, что вода – это вода, а кто ее выпьет, уже вопрос. Змея или корова? Яд или молоко? Вот. Поэтому, наверное, мастера придают большое значение, кому они что передают. Это всё очень интересно... Ответ: Не без того... Только и мастера поначалу учатся и, бывает, такого напередают ¬– и таким персонажам – что мама караул ховайся.... Соображение (вместо вопроса): Это правда. Вопрос личной и силы и удачи – не попасть в такое «обучение»…
Оставляйте ваши комментарии: